Плодятся и множатся различные биржи, а также их побратимы «тендерные агрегаторы». Но у большинства одни и те же стандартные наборы проблем: все хотят налюбить систему, снизить потери и поработать какими-нибудь обходными путями. А вот нестандартная проблема, которую я встретил на Workspace, заставила по-другому взглянуть на степень недоразвитости рынка и отдельно взятых площадок.

Проблемы исполнителей на примере Workspace

1) Авторы биржи недоработали механизм платежей. В буквальном смысле у заказчика нет никаких обязательств перед теми, кто пытается ухватиться за работу. Сравнивать между собой тендеры здорового человека и эту дичь, которую они именуют «тендерами», категорически нельзя. На Workspace «тендер» может не состояться очень и очень легко. Вернее для его срыва или отмены заказчиком особо ничего и не требуется.

Elama — точно также.

2) Второй серьезный минус — разделение между обычными аккаунтами и так называемыми «Pro». Понятное дело, что у последних есть некая «галочка» и больший доступ к информации о заказе, но суть не меняется. У всех имеется строго ограниченное количество откликов по новым тендерам. Раскидал заявочки? — купи новые или сиди и посасывай похудевшую медвежью лапу. Про механизм возврата заявок с несостоявшихся тендеров я ничего не слышал ни в ноябре 2019-го года, ни в январе 2020-го, когда проверял данную площадку в качестве источника заявок.

У Elama немного лучше, т.к. была условная верификация агентств по наличию сертификатов в рекламных системах. Фильтрация по базовому уровню компетенции — это плюс.

3) Открытые контакты — проблема с конфиденциальностью данных о заказчике, по-моему мнению, является большой проблемой. При наличии данных о юр.лице, сайте, телефоне или любом другом важном контакте, выйти напрямую для диалога не составляет труда. А судя по прямому контакту с такими тендерщиками, этой лазейкой пользуются все. Т.е. площадка сама себя дискредитирует и сливает данные.

У Elama дела обстоят не сильно лучше. Контакты также открыты. Состоялся тендер или нет? — а хз. Почему и кто выиграл? — вообще хз. Может их в обход смогли подписать, а может заказчик-тендерщик отвалился. Столько белых пятен…

4) Нет сегментации — новичкам с нулевым рейтингом там стартануть почти нереально. Ну кто выберет noname исполнителя на дешевую работу, когда на неё же откликаются другие претенденты с историей и рейтингом? В отличии от привычных бирж фриланса, где исполнитель может демпинговать и договариваться, здесь по сути нет. У многих контакты скрыты. Крайне редко кто-либо отвечает на вопросы или заходит в агрегатор.

 

Как ситуацию можно было бы выровнять?

1) Для заказчиков ввести обязательный платёж — больно, но тогда они бы с пониманием размещали «тендеры» и контактировали с потенциальными исполнителями. Работа по принципу «защиты от дурака», которые от делать нехер размещают заявки или проводят разведку.

2) Проработка системы рейтингов — крупнобюджетным компаниям закрыть доступ к заказам с малыми бюджетами. Нельзя боксёра-тяжеловеса ставить в один ряд с легковесовым бойцом. Ну нельзя позволять крупным игрокам поджирать мелкие заказы. Иначе биржа сказывается в полу-монопольную структуру с несколькими ключевыми игроками. Новичков нужно подкармливать и стимулировать, чтобы от «топили» за биржу, и были патриотами площадки. Как это сделать? — задача проект-менеджера.

Два простых шага автоматически повышают уровень площадки в глазах и заказчиков, и исполнителей. Но тут же рядом крутится другой вопрос, на который в России никто не ответит: «А кто за это заплатит?»

Про мои результаты

В данный момент занимаемся обновлением сайта агентства и повторно прорабатываем возможные каналы привлечения трафика. И вот один из партнёров спросил: «А что по поводу бирж фриланса и тендерных заявок на Elama, Workspace и прочих». Я сразу вспомнил про эту запись, которую не выложил ни в ноябре, ни в январе. Но воспоминания свежи.

Workspace

Срок проведения эксперимента: 3 месяца с копейкой (конец октября — начало ноября, декабрь, по конец января).
Количество отправленных заявок напрямую: около 30;
Прямых диалогов: 8.
Реальных заказов из диалогов: 0.
Количество полученных заказов: 0.

Подчеркиваю: Из 8 установленных контактов никто не собирался делать что-либо в ближайшем времени. Все прощупывали почту и не более того.

Данный расклад выкатил партнёру и судьба задействования агрегаторов была предрешена. Надеюсь и вас защищу от пустой траты времени, но буду рад увидеть примеры успешных кейсов с воронками: «заявки-обсуждение-заказы-срывы заказов».