Уже скоро будет 6 лет, как занимаюсь SEM (поисковым маркетингом). За этот период времени были и взлёты, и падения. Поработал со множеством интересных людей. Увидел сильные и слабые стороны, благодаря которым некоторые фирмы вылетали в трубу, а другие росли. Но пришла пора двигаться дальше и поднимать что-то своё. Чем планирую заняться, во что буду вкладывать средства и знания? — попробую для себя определиться ниже. Возможно мой опыт будет кому-то полезным.

ps Пяточка и Винни-Пуха выбрал просто так, без каких-либо целей. Идея диалога между двумя персонажами от части подходит к циклу записей

Как вы знаете, у меня нет за спиной «золотого парашюта», не из богатой семьи. Фактически всё приходится делать рискуя только собственными или заемными средствами, временем и репутацией. Последняя по-моему мнению становится подмоченной. Считаю это на основании собственного мнения. В рамках данной записи я подвожу своеобразный итог минувшей 6-летки. За этот период я пережил кучу вебмастеровских «тем», поднимал и опускал более-менее хорошие суммы в годовом/квартальном/месячном разрезе. Рекорд месячного заработка составлял без малого 250.000 рублей (по курсу 30 р / $, что около 500К в пересчете). Анти-рекорд — в десять раз меньше. Обе суммы для кого-то покажутся смешными, а для кого-то огромными. Здесь я не пытаюсь мериться или производить какое-либо впечатление. Тупо факты.

Болтанка по доходам привела к тому, что сейчас есть некоторые сбережения, но их нельзя назвать большими. Квартиру на них не взять, как и авто, которое хочется. И вот сижу я себе такой, пытаюсь определиться с тем, чего достиг и кто я по статусу. Понятное дело, что не наёмный рабочий. Официальный статус гласит, что я индивидуальный предприниматель: сам ввязываюсь во всякие говноистории, сам предпринимаю попытки оттуда выпутаться. Только в двух этих частях одной и той же сути прослеживается факт — самозанятое лицо. Не предприниматель в современном понимании, не бизнесмен, а обычный самозанятый. К таким выводам пришел уже пару месяцев назад.

С тех пор каждый день ломаю голову над тем, куда двигаться. Ранее я работал по модели: «Иди и не останавливайся, куда-нибудь придёшь.» Мне казалось, что расчеты правильные, направление верное. Риски были всегда и я аккуратно старался проходить на грани между тем, чтобы заработать и тем, чтобы не обделаться. Про провалы напишу как-нибудь отдельно. За весь период «расколбаса» пришел к выводу, что собственные интеллектуальные способности немного переоценил. Много сил вкладывал в конечный продукт, не обращая внимания на фундамент — человеческую составляющую интереса (потребность), компетенцию, командуглобальные тренды и падающий рынок. Пробелы в знаниях привели к фактическому отсутствия роста за 6 лет. То есть совсем недавно, когда рынок пребывал в адекватном состоянии, я как и многие тысячи коллег этого не замечал. Думал, что так будет и дальше. Ну а ситуация на рынке то изменилась.

Пояснение про «человеческую составляющую интереса». Много раз поднимались те проекты, которые в результате себя не окупали. Идея хорошая, потребность в этом есть, а вот монетизировать её не получится. Приведу один пример. В корне зрительских симпатий проекта, как оказалось, лежало желание увидеть примеры, разобрать его на составляющие и воспроизвести самостоятельно, обойдя стороной производителя. Да, это им обходится по финалу дороже, чем купить готовый продукт, но за счёт растяжки платежей им так выгоднее. Подряжаться с банками и продавать изделия в кредит — не тот случай. Это напрямую связано с глобальными трендами.

К ГТ я отношу сильное изменение платежеспособности населения. В кучу сваливается рост цен на всё и вся; увеличение количества должников; падение покупательской способности и прочие вещи, на которые лично я никак повлиять не могу. Люди сильно экономят. Когда меня пытаются убедить в обратном, то рекомендую взглянуть на статистику публикаций в региональных досках объявлений. В 2012-м году картина была примерно такая: 6000 вакансий и 3000 резюме. Сейчас всё перевернулось и пропорция обратная. Деньги добываются сложнее. Фирмам выживать не просто. Каждое учреждение, желающее остаться на рынке, прибегает к так называемой «оптимизации налогов». В сетях работают не ООО, а ИП на субподряде. Точками владеет не сеть, а псевдо-ИП. Как говорит Винни-Пух: «Это неспроста».

Про компетенцию. Под влиянием двух факторов, описанных выше, рынок маркетинга постоянно перестраивается. Подливают масла в огонь и IT-гиганты типа Google/Яндекс, временами заставляющие усесться на попу своих мелких партнёров (агентства и частных мастеров). Поэтому считаю, что на рынке нет никого, кто мог бы с уверенностью гарантировать положительный результат кооперации, и я в их числе. Да и в договорах большинства фирм всегда присутствуют пункты, через которые они снимают с себя ответственность. Под предлогом может быть что угодно: тренд ушел; ваши продавцы всё засаживают; вы сами нарушили сроки и прочие факты-отговорки. Иногда доводы и вправду являются фактами, но чаще — отговорками. Возвращаясь к вопросу о компетенции скажу, что речь идёт не о понимании работы механизма рекламы. Мне сильно недостаёт знаний в следующих дисциплинах:

  1. Менеджмент: работа с персоналом; выстраивание правильной иерархии внутри команды;
  2. Финансы: распределение прибыли; использование вспомогательных «рычагов»;
  3. Юриспруденция: знание законов и возможностей, вытекающих из знания законов.

Благодаря пробелам в этих трех пунктах я просрал три дела, которые опишу позднее в следующей записи, о чем уже упоминал выше. Про команду и нежелание людей зарабатывать — также будет отдельный материал.

Что буду делать в ближайшем будущем?

Перво-наперво я пересматриваю то, чем сейчас занимаюсь. Некоторые наработки уже имеются и в данный момент идёт погружение. В ближайшем будущем я составлю большой список целей на 4 года и посмотрю, что из этого списка вычеркнется само собой по причине неактуальности, а также увижу, что и когда я буду достигать, в какие сроки. Мелкие цели, если их буду много закрывать в краткой перспективе, буду публиковать в общем отчете за месяц. Другие, более крупные, буду выводить в отдельные записи.

Для этого чуть позднее напишу специальный пост, где соберу их все. Также разгруппирую по направленности. Задача не помечтать, а осознать, куда дальше буду двигаться и для чего. Я много прочитал книг и убедился, что эта техника работает лишь в том случае, если данные выводятся в паблик и их не редактируют — раз; во-вторых — если присутствует конечная дата, когда цель должна быть реализована.

Во-вторых — это важно лично для меня и моей семьи, а значит, вилять нет смысла.

В-третьих — так и только так можно понять, насколько продуктивно и честно я вджобываю. Если целей нет, или они размыты, или не отмечаю факт достижения с публичным оглашением, то как в картинке ниже.